?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Началось на прошлой неделе. Суббота. Еду как всегда за покупками в Сен-Жени и Валь-Туари. Надо же где-то мясо и рыбу покупать. А если с креветками и морскими гребешками -- еще лучше. Пока ехал по Швейцарии -- все хорошо. Как только въехал во Францию -- движение замедлилось. На круге на въезде в Сен-Жени вообще пробка. Внутренняя часть круга перекрыта машинами с желтыми лентами. По внешней полосе ходят люди и значительно замедляют движение. Но проехать все-же дают. Дальше интереснее. Въезд на парковку торгового центра Валь-Туари перекрыт кустарными шлагбаумами. Вокруг ходят люди и блокируют вход. Так что все, кто хотел скупиться после рабочей недели, парковался просто вдоль трассы. Что, разумеется, превратило проезд по трассе (а это Европа, тут все и так узко) в занятие очень интересное. Демонстранты на этом не ограничились: въезд на соседнюю парковку был заблокирован горящими бревнами, а на случай, если полиция непонятно с какого бодуна захочет вмешаться, рядом еще лежали старые шины. Готовые к употреблению не по назначению. Все было неплохо подготовлено, для демонстрантов были готовы горячие чай и кофе...

Честно говоря, я местной политикой не очень увлекаюсь, но кажется время от времени надо понимать, что происходит. (Как об этом написало CNN я как нибудь потом напишу. Это не fake news, это были very fake news, они и тут заламывали руки о том, почему французы такие глупые и не понимают, что во всем Трамп виноват). Пришлось открыть французские газеты (сложно, но читать можно). В общем -- это были "желтые жилеты". Les gilets jaunes. История проста. Великий эколог и блюститель прав всех белых медведей Эммануэль Макрон решил, что хватит загрязнять воздух и с глобальным потеплением пора бороться. А посему -- взвинтил налоги на горючее: в меньшей мере на бензин и в большей на дизель. Если все пойдет по плану (многоступенчатому, пока это только первые шаги), к концу 2020-ого налог на дизель должен более чем утроится по сравнению с его уровнем на момент прихода Макрона к власти. Разумеется, гениальные организаторы этого плана забыли, что во Франции за пределами île de France (большого Парижа) машина -- главное средство передвижения, а в деревенских районах -- вообще единственное доступное. Забыли так же, что разница в доходах жителей Парижа и не-Парижа -- огромна, и налог этот в первую очередь ударил по тем, кто его просто платить не может. На самом деле у Макрона и так была слава "президента верхнего дециля", после этого никто по-другому на него во Франции и не смотрит. Ну и президент Парижа, разумеется. Равно как и призывы его министров "больше пользоваться общественным транспортом" сильно напомнили не-парижанам мудрейшую Марию-Антуанетту.

В общем, французы тяжелым положением белых медведей, страдающих от глобального потепления, не прониклись. На прошлой неделе дороги перекрывались по всей Франции. Правительство сначала заявляло что "у людей есть право выразить протест", но потом стало быстренько жаловаться на "политизацию", "радикализацию" и проч. И попытались их разогнать (в Париже и больших городах разумеется, в деревенских районах, граничащих с Женевой это безнадежно). Вчера стало интереснее. Демостранты поменяли тактику. Нашли болевую точку: практически все трассы Франции платные. Т.е. заезжаешь, берешь билет, и в зависимости от того, сколько проехал, платишь на выезде. Вчера с Ирой и Кейт ехали в Гренобль. Плата за пользование дорогой от нас до Гренобля -- около 18 евро в один конец с машины. Выезжаем с дороги -- и чудесное зрелище. "Желтые жилеты" (толпа совсем немалая) выломали шлагбаумы, стали так, что полиция (без боев) подъехать не смогла и объявила "проезд бесплатным" Всем!! Билетики у водителей забирали, и в конце дня оставиливсе собранное рядом с соответствующим офисом, чтоб потом сами посчитали, сколько денег правительство потеряло на этой затее. Нам (как и всем прочим) выдали листовку, объясняющую "важность момента".

Была и другая сторона. В Париже были стычки с полицией. Макрон разозлился и даже заявил, что что демостранты "должны стыдится". От президента с уровнем поддержки от 25% до 29% (по разным опросам) звучит не очень убедительно. Уже обвиняет Ле Пен (ну кого же еще?). Что просто смешно: Le Figaro утверждает, что по данным их опроса, мнение демонстрантов поддерживают 77% французов. Слишком много для одной Ле Пен. К тому же у французов есть уже опыт: лет 5-6 назад в результате похожего движения bonnets rouges (красные шапочки) французам удалось убедить президента с примерно таким же уровнем поддержки отказаться от идеи введения "зеленого" налога на грузовики. Тогда переломным моментом стало сожжение двух налоговых офисов и массовое уничтожение радаров, измеряющих скорость на трассах. Этот президент кажется более упертым. Плюс, не уверен, что он вообще собирается переизбираться на второй срок (что совсем не удивительно с таким уровнем популярности). Так что он будет интересно, сколько еще мы сможем ездить по дорогам Франции бесплатно.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
navi03
Nov. 25th, 2018 03:58 pm (UTC)
Интересные новости :-)
apollo_musaget
Nov. 25th, 2018 05:05 pm (UTC)
Макрон занесёт белым медведям или как обычно продинамит?
misha_makferson
Nov. 25th, 2018 10:08 pm (UTC)
>Забыли так же, что разница в доходах жителей Парижа и не-Парижа -- огромна
Что и во Франции тоже? :-)
sergeyoho
Nov. 30th, 2018 10:55 am (UTC)
Интересно. Нам запомнились цены на французских автострадах в прошлом году, когда возвращались в Женеву с заездом в Анси. На одном небольшом отрезке взяли даже явно больше, чем евро за километр.

В Гренобль случайно не на фигурное катание ездили?
andrey_katz
Nov. 30th, 2018 05:49 pm (UTC)
Именно туда.

Воoбще-то да, во Франции и в Италии пользование автострадами стоит достаточно дорого, бесплатных трасс как таковых нет. С другой стороны благодаря этому они поддерживаются в хорошем состоянии.
sergeyoho
Nov. 30th, 2018 09:53 pm (UTC)
Жду репортажа Иры (если не пропустил).

В Италии мы в тот год катались по автостраде Монблан-Турин. Недёшево, но "логика цен" была более понятна, чем во Франции. Хотя, с другой стороны, мы не заезжали в Италии на автостраду, чтобы проехать несколько километров.
( 6 comments — Leave a comment )